И все же в Европе, где почти все уже застроено до нас, «зеленая» архитектура вынуждена внедряться точечно. Но точка точке рознь: наиболее прогрессивные объекты не только сами используют весь спектр экологических возможностей, но и способствуют «экологизации» окружения.
Двухсотметровый парижский небоскреб, спроектированный Херцогом и де Миероном, и признанный по версии Гардиан одним из десяти красивейших «зеленых» зданий мира, из их числа. Архитекторы вернулись к пирамиде. С одной стороны, она уже освоена архитектурой и не режет глаз европейца, а с другой - представляет собой обобщенную природную форму (достаточно вспомнить муравейник). Но преимущества не сводятся к узнаваемости. Во-первых, высотка не застит свет окружающей застройке, во-вторых, снижаются нагрузки от ветра, и в-третьих, широкое основание позволяет создать общественную зону с площадью.
Здание, представляющее собой суперсовременный город в городе, связано с окружением мостами-переходами - новыми пешеходными трассами. Таким образом, хотя Херцог и де Миерон имеют дело с клочком земли, концептуально они воздействуют по меньшей мере на микрорайон. Причем в разных аспектах, и положительно. Формула проста - взять как можно меньше, дать как можно больше. Правда, в жизнь она, как и все гениальное, воплощается с трудом. Что, в общем, не страшно: есть мнение, что труд сделал нас людьми разумными, он же поможет сделать разумной архитектуру. Зеленую, потому что альтернативы нет.